Поиск по сайту:

Тел: +7 (905)7659303
Официальный информационный портал
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Федеральный институт педагогических измерений»

Наказывать или не наказывать?

Многие боятся самого слова « наказание». Словарь Даля гласит, что слово «наказать» — это не только наложить санкции, но сначала дать наказ (повеление, предписание, инструкцию). Наказание — это всегда реакция на нарушение правила, о котором ребенок знал.
Эмоциональное здоровье ребенка в значительной степени зависит от уверенности родителей в том, что они правильно с ним обращаются. Когда они в этом не уверены, ребенок чувствует их тревогу и растет с ощущением внутреннего дискомфорта.
Когда меняется социальная система, в обществе неизбежно возникает ситуация неопределенности: одни традиции утрачиваются (в том числе и в стиле семейного воспитания), от других мы добровольно отказываемся, хотя еще и не готовы выработать новые. Отсюда такое смятение в умах многих родителей.
Понимая необходимость диалога в воспитании, родители признают, что нужно устанавливать границы, без которых ребенок превращается в тирана и сам же от этого страдает. Ведь он не чувствует себя в безопасности и не может гармонично развиваться, если не знает различий между
дозволенным и недозволенным.
Чувство вины
Многие родители испытывают чувство вины и не могут решить, как надо действовать. Когда ребенок ощущает, что наказание не справедливо (слишком эмоционально, грубо по форме или просто ошибочно), он обижается и становится агрессивным. Родители же в таком поведении видят лишь свидетельство его нелюбви — расстраиваются, чувствуют еще большую неуверенность в себе и не знают, как реагировать на его слова и поступки.
Прошлым поколениям родителей было достаточно, чтобы дети их уважали. Современные мамы и папы хотят большего, они стремятся установить с детьми отношения дружеские, любовные. Но это предполагает равенство партнеров, а считать, что взрослый и ребенок могут общаться на равных — это глубочайшее заблуждение. В отличие от дружеского или любовного союза детско-родительские отношения по-прежнему ассиметричны: взрослый несет ответственность за ребенка, который еще очень во многом зависит от него.
Подтвердить правило
Во многом воспитание опирается на систему правил, которые дают ребенку возможность понять разницу между дозволенным и запрещенным. А правило становится правилом только тогда, когда за его нарушение предусматриваются санкции — действия, которыми взрослый подтверждает правило. Именно поэтому родительские слова должны быть совершенно определенными.
Лучше сказать «Ты должен сейчас делать уроки», а не «Я хотел бы, чтобы ты делал уроки».
Быть твердым не означает быть злым. Интонация, взгляды, жесты должны соответствовать смыслу слов. Если взрослый не дал ребенку понять, имеет ли он дело с пожеланием, просьбой или обязательным требованием, он не знает, что проявляет непослушание, а потому чувствует себя несправедливо наказанным.
Верно отмеренные наказания
Воспитывать — значить учить детей быть ответственными. Именно поэтому ребенок должен знать, что последует, если он не выполнить требования родителей.
«Я хочу, чтобы ты навел порядок у себя в комнате. Если ты этого не сделаешь, то тебе придется убрать еще и в гостиной».
Предупреждая ребенка заранее о санкциях, взрослый побуждает его к обдуманному послушанию. А если он не слушается?
«В этом случае никаких компромиссов: родители должны применить то, о чем предупредили ребенка (но не больше)».
Ведь множить угрозы наказания и не осуществлять их — прямой путь к тому, что он вообще перестанет обращать внимание на слова взрослых. И, конечно, Вы должны быть уверены в том, что сами способны применить обещанные санкции.

 

 

 

Вход на сайт
Логин 
Пароль 
Зарегистрироваться Забыли пароль?