Поиск по сайту:

Тел: +7 (905)7659303
Официальный информационный портал
ЕДИНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ НАУЧНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Федеральный институт педагогических измерений»

Самые востребованные вузы и специальности

Выше спрос — жестче конкуренция

Анализ рынка труда показывает: по уровню спроса на специалистов по-прежнему лидируют экономические и финансовые специальности, за ними следуют менеджеры в ТНП, специалисты по IT и телекоммуникациям. Юриспруденция неожиданно оказалась далеко не в первых рядах: рынок действительно перенасыщен этими специалистами. В то же время вперед вырвались технические сферы – строительство и производство. Появились новые перспективные направления, где наблюдается острая нехватка кадров: логистика, реклама, HR.  Туризм неожиданно оказался на последнем месте по востребованности специалистов, несмотря на традиционную текучку кадров в этой сфере. Тем не менее статистика показывает: спрос растет на все специальности. Но и конкуренция становится более жесткой. По данным кадровых агентств, на одну открытую вакансию инженера, например, претендуют 2—3 человека, маркетолога — 5—7. У юристов еще больше. Очень сложно попасть в первоклассную западную компанию — конкурс на открывшуюся вакансию порой достигает 30 человек на место. В этой ситуации диплом выпускника имеет огромное значение, и спросом пользуются прежде всего выпускники широко известных, брендовых вузов.

О пользе бренда

Заметим, что представленные данные не говорят прямо о том, что в одном вузе качество образования выше, а в другом – ниже: и в РГМУ можно получить медицинское образование не хуже, чем в ММА им Сеченова. Рейтингом подобную градацию тоже назвать нельзя. Речь идет скорее об известности вузов на рынке труда. Это взгляд работодателя на наше высшее образование. И если проанализировать результаты по каждой из сфер, можно составить общую "десятку" ведущих вузов, упомянутых в анкетах чаще всего. Она выглядит так:

• МГУ им. М. В. Ломоносова

• РЭА им. Г.В. Плеханова

• ГУУ

• МГТУ им. Баумана

• ФА при Правительстве РФ

• МГЮА

• МГСУ

• МИФИ

• ГУ-ВШЭ

• МФТИ

В том, что первое место занял МГУ им. М.В.Ломоносова, нет ничего удивительного. В каждой анкете МГУ в среднем упоминается по два раза. Его называют лидером в подготовке специалистов по маркетингу, рекламе и PR, а также HR-менеджеров (специалистов по работе с персоналом). В других сферах (финансах, банковском деле, менеджменте, юриспруденции) он уверенно занимает 2—3 места по популярности. Причина, по которой МГУ оказался на вершине нашего “хит-парада”, не только в достойном уровне образования, но и в уникальной многопрофильности университета, который с одинаковой легкостью готовит как профессиональных юристов, так и врачей. И на какой бы сфере ни специализировалось рекрутинговое агентство, об МГУ знают все. Бренд работает так уверенно, что даже в совершенно новых направлениях подготовки (реклама, маркетинг, HR) отдают предпочтение именно ему. Логика кадровиков и работодателей проста: образование в вузе престижное, значит, и по новым направлениям здесь готовят лучше всех.

Равнение на лидеров!

Однако если рассмотреть вузы по сферам, окажется, что далеко не везде МГУ занимает первые позиции. Напротив, в лидеры выбиваются не многопрофильные институты, а четко позиционирующие себя на рынке по одному из направлений. Так, второе место заняла Российская экономическая академия им. Г. В. Плеханова — ведущий вуз в подготовке экономистов, третье — Государственный университет управления, специализирующийся на выпуске менеджеров для всех отраслей, на четвертое место претендуют “айтишники” во главе с МГТУ им. Н.Э.Баумана, на пятое — “финансисты” и Финансовая академия при Правительстве РФ, на шестом — юристы и МГЮА, а дальше “технари” и строители. Все это говорит о том, что один из ключевых элементов успешного вуза сегодня — правильное позиционирование своей марки на рынке. Лучше сконцентрироваться на одном направлении подготовки, чем распыляться по разным сферам.

Выбираем по бренду

Бренд вуза часто оказывается ключевым фактором при выборе института и перевешивает многие другие соображения. Иногда родители сами подталкивают абитуриента к поступлению в престижный вуз не по конкретной специальности, а "за знаниями". Особенно в этом плане котируется финансово-экономическое и техническое образование. В отличие от западного подхода, где приветствуется узкоспециализированная подготовка, в российских вузах большой блок базовых "вводных" универсальных знаний, поэтому хороший вуз позволит "распахать мозги", а дальше можно получить дополнительное специальное образование.Выбирать вуз "по бренду", а не по специальности, имеет смысл, если вы еще точно не определились с будущей профессией. Особенно ценится работодателями российское техническое образование. Довольно часто руководители компаний говорят о том, что лучше взять на работу, скажем, менеджером выпускника хорошего технического вуза и всему науить его на практике, чем брать человека с факультета менеджмента малоизвестного вуза, которого все равно придется переучивать. Встречаются руководители, которые, сами закончив технический вуз, стараются набирать сотрудников из своей альма-матер, будучи уверенными в их уровне знаний, пусть и не профильных. Впрочем, все это парадоксы российского образования. Наверное, и такой подход имеет право на существование, но рынок меняется, и, что бы ни говорили, в вакансиях работодатели обычно указывают, что образование должно быть профильным. Поэтому в идеале лучше поступать в престижный вуз и образование выбирать целенаправленно, а главное — по душе.

Когда диплом работает на вас

Как видно из списка лидеров, все вузы, попавшие в "десятку" — государственные. Более того, заполняя анкеты, представители кадровых агентств всего два раза (!) упомянули негосударственные вузы. В сфере банковского дела был назван Московский институт банковского дела, а в сфере туризма — Российская международная академия туризма (РМАТ). РМАТ стала лидером в области подготовки специалистов в сфере туризма и оставила позади себя даже МГУ им. М.В.Ломоносова, РУДН, РЭА им. Г. В. Плеханова и другие государственные вузы. Но все равно, очевидно, что работодатели по-прежнему больше доверяют именно государственным учебным заведениям. Почему? Опять все дело в бренде. Негосударственным вузам создать собственный бренд за 10 лет в условиях жесточайшей конкуренции и дефицита профессиональных кадров очень сложно. А козырная карта государственных вузов – традиции подготовки: «Смотрите, какие кадры мы растим! Сколько наших выпускников стало известными руководителями!» Правда, когда в этих вузах учились нынешние директора и министры, других-то институтов и не было, а выпускники негосударственных вузов проявить себя еще не успели. Феномен Российской международной туристической академии говорит о том, что негосударственные вузы могут стать лидерами лишь в нетрадиционных для государственного образования сферах.

Не обязательно престижные?

В то же время, чтобы стать востребованным специалистом на рынке труда, совсем не обязательно получать образование в брендовом вузе – достаточно окончить «любой профильный вуз». Такое мнение высказали рекрутеры, имея в виду четыре сегмента рынка: IT и телекоммуникации, финансы и бухучет, юриспруденцию, HR. Почему названы эти четыре сферы? Подготовка специалистов по трем направлениям (финансы и бухучет, юриспруденция, HR) строится на основе законодательства. Учебные программы давно отработаны, качество обучения в профильных вузах вполне устраивает работодателей. Что касается сегмента IT и телекоммуникаций, выпускники технических российских вузов высоко котируются не только в России, но и за рубежом. Они пользуются спросом на рынке труда независимо от того, какой профильный вуз указан в дипломе. Тем не менее, если вы хотите по окончании вуза работать в крупной российской или западной компании, стоит получать образование в престижных учебных заведениях, которым сотрудники кадровых агентств отдали наибольшее количество голосов.

Вопреки конкурсам

Идти в брендовые вузы стоит, вопрос в другом: кому по силам туда попасть? Если мы возьмем пятерку лидеров и проанализируем конкурсы на бюджетные места в 2005 г., картина получится впечатляющая. Например, чтобы поступить в РЭА им Г. В. Плеханова на специальность “Мировая экономика”, нужно преодолеть конкурс в 8 человек на место, в ГУУ на “менеджмент организации” — около 8 человек, в Финансовую академию при Правительстве РФ на “финансы и кредит” — 7 человек. В МГУ им. М.В.Ломоносова на “юриспруденцию” — 6 человек на место. Так что отбор кадров, востребованных потом работодателями, начинается уже с приемной комиссии и вступительных экзаменов. Заслужить диплом престижного вуза не каждому по силам, но тут срабатывает старый студенческий принцип: “Сначала вы работаете на диплом, потом он работает на вас”.И последнее. Как показывает практика, даже ведущие брендовые вузы страны выпускают порой весьма заурядных специалистов, и, напротив, из малоизвестных институтов выходят талантливые руководители. От качества обучения зависит, безусловно, многое и от диплома тоже, но на самом деле все зависит от вас.

назад

Вход на сайт
Логин 
Пароль 
Зарегистрироваться Забыли пароль?